На краю Германии: Шварцвальд

Здесь сходятся три страны. Все рядом, и все границы открыты. Можно позавтракать в заснеженных горах Шварцвальда. Пообедать с видом на виноградники Франции. Выпить кофе  у подножия водопада в Швейцарии. И закончить день, прогуливаясь по музеям Штутгарта…

Черным этот лес стали называть еще во времена древних римлян. Путешественников пугала непроходимая чаща, в которой мог укрываться…  Да кто угодно – в зависимости от эпохи и фантазии. Темным этот лес выглядит и сегодня. Но уже не страшным, а, наоборот, заманчивым для любителей  экотуризма, который современной Германии  хоть отбавляй. Единение с природой – тренд. Но нас грибы – ягоды да косули-ежики не интересуют, и в лес нам не надо. Ну, разве что…

Посетить каскадный водопад Todtnau, считающийся самым высоким в Германии. Перепад высот от подножия и до вершины – без малого 100 м. Это много, поэтому советую не уподобляться немецким бабушкам и дедушкам, карабкающимся с вымученными улыбками вверх по узкой тропинке. Куда удобнее спускаться вниз! И видно все лучше, и ногам легче.

Вторая, весомая на мой взгляд причина углубиться в черный лес - это посещение смотровой башни, стоящей на вершине Hochfirst – самой высокой точке Шварцвальда. Вот здесь вам пригодятся силы, сэкономленные на водопаде! Ведь 25 метров вверх по узкой винтовой лестнице (лифта нет) - не шутка. Но вид, который откроется перед вами, как только вы распахнете дверь на верхней площадке, того стоит. В нашем случае это были ряды заснеженных елей, серая гладь озера Titisee на горизонте и крыши городка Titisee-Neustadt, примостившегося на северном берегу.

Кофе над водопадом

 Помните, я говорил про кофе в Швейцарии? Пожалуйста! От Titisee до швейцарского городка Neuhausen аm  Rheinfall на машине можно добраться меньше  чем за час. А Rheinfall, между прочим, - это тот самый  знаменитый  Рейнский водопад который воспевал Гете, которым восхищались Жуковский и Карамзин... Но дабы не нагонять тоску, цитировать классиков не будем, а лучше, наскоро выпив кофе, купим билет (всего 5 швейцарских франков) и  заберемся на смотровую площадку. Она находится на дальнем берегу Рейна, у подножия замка Лауфэн, закрытого сейчас, к сожалению, на реставрацию. Именно с этой площадки сделана фотография. которую вы видите вверху.

 Есть и вторая площадка — прямо на скале, в центре самого водопада. Над ней развевается швейцарский флаг. В теплое время года добраться туда можно на речном трамвайчике.

Когда границы еще были...

Попасть тем же вечером во Францию в принципе можно. Но не нужно. Музей линии Мажино стоит того, чтобы ему посвятить отдельный день. Линия Мажино — грандиозная 700-километровая система французских военных укреплений на границе с Германией. Ее начали возводить в 1929 году и закончили к началу Второй мировой войны. В состав линии входили около 40 дотов. 70 бункеров и более 500 артиллерийских казематов. Линия Мажино была так названа в честь своего создателя — Андре Мажино, бывшего тогда военным министром Франции.

Что бы там ни говорили французы, но возлагаемых на нее надежд линия Мажино не оправдала. Немцы просто обошли ее через территорию Бельгии с севера, и, когда пал Париж, гарнизон линии был вынужден сдаться. Может быть, именно благодаря этому многие оборонительные сооружения уцелели, и сегодня в них устроены музеи. Ближайший к нам - это форт Four-a-Chaux, который находится вблизи французского городка Лембах. Форт занимает 26 гектаров и состоит из 6 боевых блоков, из которых 3 артиллерийских. На его территории располагается 4,5 км подземных галерей. Во время войны в них был укрыт гарнизон общей численностью 600 человек. Попасть внутрь может каждый желающий. Надо всего лишь купить билет и заказать экскурсию. Одних в подземный лабиринт вас никто не пустит. И имейте в виду, что внизу очень холодно. Настолько, что в зимнее время года музей может оказаться закрытым!

Не только про автомобили

 А заканчивается наше путешествие по южной Германии, как и обещали, в Штутгарте - одном из самых «автомобильных» городов страны. Здесь находятся центральные офисы и сборочные предприятия сразу двух знаменитейших автомобильных марок. Это, конечно же, Mercedes-Benz и Porsche. И у той и у другой компании здесь есть и свои фирменные музеи. Несмотря на принципиально разный подход к организации экспозиции, они оба интересны. Porsche демонстрирует развитие инженерной мысли своих конструкторов, показывая одну за другой все знаковые модели. Увидеть в одном месте столько автораритетов уже удача! Особенно если вы в них разбираетесь... Mercedes, в свою очередь, рисует нам портрет эпохи и обозначает место своих автомобилей в ней. Спускаясь по огромной спирали с верхнего этажа на нижний (так проложен маршрут осмотра), шаг за шагом проходишь путь от начала прошлого века до наших дней. Вот 1886 год - первая самоходная повозка Карла Бенца. Вот спорткары начала века. Военные сороковые. «золотые» шестидесятые, хиппующие семидесятые... Это стоит увидеть!

Источник: журнал Quattroruote, №2 февраль 2014, текст: Иван Владимиров

Пишут о нас